С 1 января 2027 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России планируют повысить до 28 935 рублей в месяц. Это на 1842 рубля, или на 6,8%, больше действующего в 2026 году показателя — 27 093 рублей. Увеличение МРОТ отразится не только на оплате труда, но и на прочих выплатах, например, декретных и больничных. Все подробности — в материале «Известий».
С 1 января 2027 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России планируют повысить до 28 935 рублей в месяц. Это на 1842 рубля, или на 6,8%, больше действующего в 2026 году показателя — 27 093 рублей. Увеличение МРОТ отразится не только на оплате труда, но и на прочих выплатах, например, декретных и больничных. Все подробности — в материале «Известий».
Какой МРОТ будет в 2027 годуПравительство предложило установить федеральный МРОТ с 1 января 2027 года на уровне 28 935 рублей в месяц. Министр финансов Антон Силуанов объяснил, что увеличение на 6,8% соответствует прогнозируемому росту зарплат. Он также напомнил о поставленной задаче довести МРОТ как минимум до 35 тыс. рублей к 2030 году.
Есть еще одно важное изменение. Сейчас закон предусматривает, что МРОТ должен составлять не менее 48% медианной зарплаты, однако правительство предложило приостановить действие этой привязки на 2027–2029 годы. Если законопроект примут в нынешнем виде, в этот период размер МРОТ будут определять без применения действующей формулы с медианной зарплатой.
Как МРОТ повлияет на больничные и декретныеСоциальный фонд указывает, что если заработок человека ниже МРОТ либо страховой стаж составляет менее шести месяцев, при расчете больничного используется минимальный размер оплаты труда. Следовательно, после повышения МРОТ увеличится и минимальная расчетная база для таких больничных.
МРОТ также используется при определении минимального пособия по беременности и родам. Доцент Финансового университета при правительстве РФ Игорь Балынин подсчитал, что при МРОТ 28 935 рублей минимальное пособие в 2027 году составит около 133,2 тыс. рублей при беременности, 148,4 тыс. рублей при осложненных родах и 184,6 тыс. рублей при многоплодной беременности. Расчеты исходят из минимального среднедневного заработка в 951,29 рубля.
При этом связывать с МРОТ рост вообще всех социальных выплат неправильно. Например, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет составляет 40% среднего заработка, но для него одновременно установлен отдельный законодательно индексируемый минимум. Единое пособие семьям с детьми рассчитывается уже исходя из регионального прожиточного минимума, хотя МРОТ может использоваться при проверке наличия у трудоспособных членов семьи необходимого заработка.
Максимальные больничные и декретные в 2027 году также вырастут, однако их повышение связано прежде всего не с МРОТ, а с ростом предельной базы для страховых взносов. Минтруд сообщил, что максимальный больничный при стаже от восьми лет в 2027 году приблизится к 239 тыс. рублей в месяц.
Кому повысят зарплату из-за нового МРОТРаботодатель обязан обеспечить зарплату не ниже МРОТ сотруднику, который полностью отработал месячную норму времени и выполнил свои трудовые обязанности. Поэтому, если после вступления нового значения в силу зарплата такого работника окажется ниже 28 935 рублей, ее придется увеличить как минимум до установленной планки.
Это не означает автоматического повышения зарплаты всем работникам на 6,8%. Если человек и до изменения МРОТ получает больше нового минимума, сам по себе рост МРОТ не обязывает работодателя повысить его зарплату на такую же величину. Общая обязанность индексировать зарплату существует отдельно и регулируется трудовым законодательством и правилами конкретного работодателя.
Для работников на неполной ставке действует другое правило. Их заработок может быть ниже полного МРОТ, поскольку минимальную гарантию рассчитывают пропорционально фактически отработанному времени. Например, зарплату человека на половине ставки нельзя автоматически сравнивать со всеми 28 935 рублями.
Также федеральная сумма не всегда будет фактическим минимумом для конкретного сотрудника. В субъектах РФ могут действовать региональные соглашения о минимальной заработной плате с более высокой величиной, а установленный регионом минимум не может быть ниже федерального.
Сам МРОТ указывается до удержания налога на доходы физических лиц. При начислении 28 935 рублей и стандартной ставке НДФЛ 13% без применения вычетов работник получит около 25 173 рублей на руки.
Какой минимальный оклад должен быть по законуМРОТ и оклад — не одно и то же. Закон устанавливает минимальную величину месячной заработной платы, но не требует, чтобы именно должностной оклад был равен МРОТ. Оклад может быть ниже установленного минимума, если зарплата за полностью отработанный месяц достигает МРОТ.
Например, у работника может быть оклад 25 тыс. рублей и предусмотренная системой оплаты труда ежемесячная премия 5 тыс. рублей. При полном выполнении условий выплаты общая начисленная зарплата составит 30 тыс. рублей и окажется выше предполагаемого федерального МРОТ 2027 года. Сам по себе оклад ниже 28 935 рублей в такой ситуации не означает нарушения.
| # | Наименование новости | Тональность | Информативность | Дата публикации |
|---|---|---|---|---|
| 1 | Стало известно, на сколько в будущем году вырастут все официальные зарплаты в стране (средние пенсии будут больше) | 0 | 22.68 | 25-09-2026 |
| 2 | МРОТ в 2027 году планируют повысить до 28 935 рублей | 0 | 24.02 | 08-10-2026 |
| 3 | МРОТ в России вырос на 15 тыс. рублей с 2020 года | 0 | 16.63 | 28-09-2026 |
| 4 | МРОТ в России в 2027 году вырастет до 28 935 рублей | 0 | 19.17 | 30-09-2026 |
| 5 | МРОТ в 2027 году составит почти 30 тысяч рублей | 0 | 17.2 | 05-10-2026 |
| 6 | Правительство предложило на 2027-2029 годы отвязать МРОТ от медианной зарплаты | 0 | 14.01 | 01-10-2026 |
| 7 | Проект с поправкой о повышении МРОТ с 1 января 2027 года внесен в Госдуму | 0 | 20.56 | 06-10-2026 |
| 8 | В Госдуме предложили увеличить МРОТ до 50 тыс. рублей | 0 | 14.82 | 30-09-2026 |
| 9 | Силуанов рассказал о росте МРОТ и прожиточного минимума в 2027 году | 0 | 17.25 | 05-10-2026 |
| 10 | Силуанов сообщил о планах повышения МРОТ до 35 тыс. рублей к 2030 году | 1 | 9.4 | 05-10-2026 |