При закрытии ИП придется восстановить НДС с нереализованного аванса поставщику.
При закрытии ИП придется восстановить НДС с нереализованного аванса поставщику.
ИП на ОСНО в 2025 году оплатил поставщику аванс, получил счет-фактуру, отразил в 2025 году в книге покупок (код 02, авансы выданные). Поставщик товар не привез, деньги не вернул, на претензии не отвечает.
В октябре 2026 года ИП прекращает деятельность. Нужно ли восстановить ранее учтенный НДС на аванс, если задолженность в виде авансового платежа останется за поставщиком – пояснила эксперт в сервисе «Клерк.Консультации».
В этой ситуации ИП должен восстановить ранее учтенный НДС с аванса.
Подп. 3 п. 3 ст. 170 НК предусматривает восстановление НДС, принятого к вычету с аванса, в двух случаях: при отгрузке товара в счет этого аванса или при расторжении договора и возврате аванса. Но в этом случае ни отгрузки, ни возврата денег не произошло: поставщик просто не исполнил свои обязательства.
«Когда задолженность по авансу становится безнадежной (поставщик не реагирует на претензии, товар не поступает), ее обычно списывают. И вот тут налоговая позиция такая: поскольку операция (получение товара в счет аванса) не состоялась, основание для вычета исчезает. Поэтому налог нужно восстановить и включить в налоговую базу. Минфин подтверждал такой подход в письмах.»
При этом не нужно ждать какого-то срока. Восстановление производится в том налоговом периоде, когда фактически списали дебиторскую задолженность по авансу. В описанном случае это будет период после прекращения деятельности ИП (октябрь 2026 года) — просто момент, когда ситуация стала окончательно ясной.
На вопрос ответила эксперт консультаций «Клерка» Ирина Лапшина.
Еще больше решенных вопросов бухгалтеров — более 30 тыс. ответов на разные темы — вы можете найти в базе консультаций «Клерка». Читать тут.
Если вы не нашли нужного ответа в базе консультаций, задайте свой вопрос эксперту напрямую!
Наши специалисты отвечают на вопросы из разных отраслей даже по узким направлениям — всегда найдется специалист, который поможет вам в вашей сфере. Среднее время ответа — 3,5 часа.
| # | Наименование новости | Тональность | Информативность | Дата публикации |
|---|---|---|---|---|
| 1 | ИП закрыл бизнес с долгами по налогам. Могут ли взыскать деньги уже с обычной карты физлица | 0 | 7.44 | 07-10-2026 |
| 2 | ФНС предупреждает: НДС придется платить задним числом при утрате АУСН | 0 | 8.16 | 01-10-2026 |
| 3 | Эксперт рассказала, что делать, если контрагент ликвидировался без закрывающих документов | 0 | 7.66 | 28-09-2026 |
| 4 | Можно ли принять НДС к вычету, если счет-фактуру по ЭДО отправили с опозданием | 0 | 14.1 | 06-10-2026 |
| 5 | ИП перестал работать, но долги продолжают расти. Когда закрытие бизнеса уже не решает проблему | 0 | 6.4 | 02-10-2026 |
| 6 | ФНС ответила, какой налог платит ИП в переходный месяц при уходе с УСН на НПД | 0 | 6.52 | 28-09-2026 |
| 7 | «Срок давности истек»: почему это не спасет, если по НДС-2023 пришло требование | 0 | 6.01 | 30-09-2026 |
| 8 | Эксперт объяснила, как учесть расходы и НДС по опоздавшему УПД | 0 | 8.52 | 06-10-2026 |
| 9 | КУБ дня. Про возврат контрагенту с заблокированного счета | 0 | 8.01 | 06-10-2026 |